тел/факс 291-08-75, 8 (777) 268-68-87
e-mail: ecocourier@mail.ru
Городской или сельский образ жизни?
Огромный мегаполис
Крупный город
Небольшой город или пригород
Сельский населенный пункт

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
« Назад

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ 19.12.2017 08:54

Настоящее обращение подготовлено от имени ОЮЛ Ассоциация «Национальная плата профессиональных экологических аудиторов», «Палата экологических аудиторов», ПАО «Национальная палата экологических аудиторов РК», подписавших меморандум о взаимодействии и сотрудничестве в области развития экологического аудита в Республике Казахстан.

Средства массовой информации Казахстана разместили запрос Депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан, лидера фракции «Ак жол» А. Т. Перуашева, адресованный Правительству РК, по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду». В настоящее время работа над указанным законопроектом проводится в рабочей группе Мажилиса.

В своем запросе Депутат А. Т. Перуашев указал на ряд обстоятельств, которые, по его мнению, могут дискредитировать инициативу по передаче несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям согласно 97 шагу Плана Нации. Некоторые вопросы адресованы Правительству и государственным органам, которые, видимо, отреагируют на запрос в установленном порядке. Однако, также поднят ряд вопросов, непосредственно касающихся экологического аудита, процедуры контроля, деятельности и ответственности саморегулируемых организаций (СРО).

Так, например, в запросе указано, что «госорганы плодят «карманные» организации с широкими полномочиями и никакой ответственностью». Это не так.

Государственные органы никакого отношения к созданию СРО в сфере экологического аудита не имеют.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона РК «О саморегулировании», саморегулируемая организация создается и прекращает деятельность по инициативе физических или юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую или профессиональную деятельность, либо в соответствии с законами Республики Казахстан. Устав СРО принимается на общем собрании её членов - экологических аудиторских организаций, в число которых никакие государственные органы входить не могут.

Теперь о «широких полномочиях» и ответственности СРО.

Какие же полномочия (функции) намечается передать от уполномоченного органа в саморегулирование? Из текста законопроекта следует, что лицензирование экологического аудита предприятий I категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляющееся уполномоченным органом в области охраны окружающей среды (Минэнерго РК), из строки 84 приложения 1 Закона РК от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» исключается. Однако эта функция в СРО не передается. Предусмотрено только обязательное членство, что гарантируется уже сейчас действующим Экологическим кодексом.

Законопроект предлагает осуществлять СРО функции аттестации и квалификации экологических аудиторов, а также ведение реестра экологических аудиторских организаций. Указанные функции передаются при сохранении государственного контроля за деятельностью СРО уполномоченным и регулирующими органами.

Пункт 15 статьи 89 рассматриваемого законопроекта указывает, что «за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан Национальная палата экологических аудиторских организаций несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан». Также законопроектом предусматривается ответственность экологических аудиторов, которая выражается в прекращении действия сертификата от аттестации в случаях, предусмотренных, в том числе: обвинительным приговором суда, неоднократным нарушения (два и более раз) экологическим аудитором экологического законодательства Казахстана, предоставлением экологическим аудитором недостоверной или умышленно искаженной информации в документах, явившихся основанием для выдачи сертификата об аттестации.

Таким образом, о широкой передаче государственных функций в саморегулирование в сфере экологического аудита речь не идет. Сохраняется ответственность и СРО и ее членов согласно действующему законодательству, никаких норм, сокращающих такую ответственность, законопроектом не вводится.

Предлагаемые законопроектом изменения касаются, прежде всего, организации эффективного профессионального контроля за деятельностью экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, защитой их прав, повышением качества проводимой аудиторской работы в соответствии с утвержденными СРО стандартами и правилами.

            В настоящее время взаимоотношения уполномоченного органа с экологическими аудиторскими организациями и экологическими аудиторами ограничивается только выдачей государственной лицензии, обратная связь лицензиата с лицензиаром отсутствует. В уполномоченный орган попадают только редкие отчеты обязательного экологического аудита. Их профессиональная оценка, рассмотрение, согласование или утверждение действующим законодательством не предусмотрены. Отчеты по инициативному аудиту находятся вообще вне поля зрения уполномоченного органа, т.к. они, также согласно действующему законодательству, конфиденциальны.

Вся коммерческая деятельность осуществляется на рынке, в соответствии с действующим законодательством РК, самими экологическими аудиторскими организациями, именно поэтому данных об проведенных сделках уполномоченный орган не имеет.

Так в запросе указано, что «при презентации законопроекта было сказано, что обязательные взносы в создаваемое СРО составят 300 млн. тг.» и тогда на указанную сумму должен быть сокращен бюджет соответствующего министерства.

Отвечая на эти вопросы нужно отметить, что сумма взносов экологических аудиторских организаций, а речь идет именно о них, не указывалась ни на презентации законопроекта, нет ее также и в тексте самого нормативного правового акта.

В пункте 2 статьи 89-1 законопроекта определено, что «предельный размер вступительных и членских взносов составляет 500 месячных расчетных показателей», а в подпункте 3 пункта 3 этой же статьи указано, что «уплата взносов в национальную палату экологических аудиторских организаций в установленных такой организацией размерах и порядке».

Таким образом, речь идет о предельном уровне вступительных и членских взносов, который не должен быть превышен. В статье 22 Закона РК от 12 ноября 2015 года № 390-V «О саморегулировании» в пункте 1 указано:

«Саморегулируемая организация правомочна устанавливать следующие виды обязательных взносов:

«1) вступительные взносы, уплачиваемые при вступлении в членство (участие) саморегулируемой организации;

2) членские взносы, уплачиваемые на постоянной периодической основе.

Взносы являются собственностью саморегулируемой организации, размер и порядок их сбора устанавливаются уставом саморегулируемой организации или законами Республики Казахстан».

Следует отметить, что и в настоящее время экологические аудиторские организации участвуют в работе палат, внося соответствующие взносы, единый уровень которых не установлен. Государство не имеет никакого отношения к этой процедуре и соответственно никакого финансирования экологических палат не осуществляет. Поэтому предложение Депутата А. Т. Перуашева о сокращении бюджета Министерства энергетики на какую-либо сумму, связанную с обязательными взносами, лишено основания.

Также фракция Партии «Ак жол» «просит правительство приостановить внесение законопроектов по передаче госфункций до решения указанных, системных по мнению фракции, проблем, указанных в запросе. Иначе ни государство, ни бизнес от такой передачи ничего не выигрывают, более того, создается система двойного и даже тройного налогообложения предпринимателей в интересах узкого круга лиц». 

Теперь о «двойном или даже тройном» налогообложении.

Все обязательные взносы, как показано выше, члены СРО будут осуществлять строго в соответствии с требованиями законодательства РК.

Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» в подпункте 2 пункта 2 статьи 29 определяет, что субъекты предпринимательства с совокупным годовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного размера МРП, куда попадает абсолютное большинство экологических аудиторских организаций, освобождаются от уплаты обязательных членских взносов в течение пяти лет с момента введения в действие настоящего Закона. В пункте 7 той же статьи 29 указано, что членам СРО, основанной на обязательном членстве (участии), размеры взносов будут снижены. То есть, двойного, а тем более и тройного налогообложения членов СРО не будет.

Разработчики законопроекта, заинтересованные государственные органы, Национальная Палата Предпринимателей «Атамекен» в течение 2-х последних лет провели большую открытую работу над нормами законопроекта, выполнили анализ регуляторного воздействия, осуществили обоснованный отбор государственных функций, подлежащих передаче в саморегулирование, провели общественные слушания и все необходимые согласования законопроекта перед представлением его Правительству и Мажилису Парламента РК.

            Представители профессионального сообщества экологических аудиторов просит Депутатский корпус Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Правительство, заинтересованные государственные органы и организации продолжить работу над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду», что позволит коренным образом изменить во многом закрытый сейчас рынок экологического аудита, повысить его качество согласно международным и национальным стандартам, обеспечить права экологических аудиторских организаций на создание независимой СРО в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

По материалам сайта www.zakon.kz

21


Прогноз погоды